Очередной пост из серии, посвященной областникам — идеологам самостоятельности Сибири, жившим в 19 и 20 веках.
На этот раз речь о Николае Ядринцеве — это ученый-первооткрыватель, этнограф, путешественник, исследователь Сибири и Монголии.
В 1882 году, к 300-летию присоединения Сибири к России, Ядринцев опубликовал свой главный труд — «Сибирь как колония». Там он указал, что взаимоотношения центральной части России с Сибирью строятся по принципу «метрополия — колония»: центр выкачивает ресурсы из подконтрольных земель, где в то же время искусственно ограничиваются возможности для развития.
«Мы имели в виду рассеять предубеждение и ложное понятие о нашем Востоке, сложившееся по его печальному прошлому, и показать, что этот край мог бы при лучших условиях быть страной довольства, богатства и счастья», — писал в предисловии Ядринцев.
Он долгое время жил в Иркутске, где издавал газету «Восточное обозрение». В 1891 году Ядринцев опубликовал книгу «Сибирские инородцы», где говорил о необходимости поменять национальную политику на Востоке России и дать доступ для просвещения местным народам.
Ядринцев, как и его единомышленники-областники Григорий Потанин и Афанасий Щапов, пользовался авторитетом и уважением в обществе. На рубеже 19 и 20 века в честь каждого из них назвали по одной улице в Иркутске — Ядринцевская, Щаповская и Потанинская.
В советские годы их не переименовали (лишь стали называть на советский манер — Ядринцева, Щапова и Потанина соответственно) — что удивительно, ведь именно в СССР власти в Москве стали особенно болезненно воспринимать идеи областников. С тех пор ситуация фактически не изменилась.