В это сложно поверить, но Иркутск в кои-то веки получил достойное благоустройство по федеральной программе «Комфортная городская среда» — той самой, которая дарит всей России, как правило, стандартный и весьма унылый набор из дорожек, лавочек и детских площадок. Однако исключения бывают, и Иркутску повезло с одним из них.
Речь о небольшой зеленой зоне на углу улиц Сурикова и Чудотворской. Многие иркутяне помнят, что там было раньше: заросший, почти дикий уголок, старинная и очень красивая каменная ограда, лежали кучи грунта, стояла одна старая скамейка, а возле нее ржавая конструкция, оставшаяся, по всей видимости, от советской детской площадки.
Какое-то время я работал буквально через дорогу, ходил мимо по два раза в день, часто мечтая о том, как можно тут все изменить. Поэтому почти год назад, когда эту площадку заявили в числе кандидатов для благоустройства, я пошел на публичное обсуждение.
Первоначальный проект был, мягко говоря, не самым удачным. Во-первых, планировалось отсыпать территорию до уровня улицы, что разом уничтожило бы ощущение камерности пространства, ведь даже в состоянии запустения этот маленький парк казался уютнее неприветливых асфальтовых улиц по соседству.
Во-вторых, у первого проекта отсутствовала идеология: должен был появиться заурядный сквер, где раскидали бы необходимое количество тротуарной плитки, скамеек, урн, а в довесок поставили бы (внезапно!) стол для настольного тенниса; в-третьих, старинную ограду собирались заменить на нечто новое, чем-то напоминающее забор частного коттеджа.
Я тогда написал об этом недовольный пост в «Фейсбуке», на который откликнулась архитектор Ольга Жуйкова — ей оказалась небезразлична судьба каменной ограды. Большая удача, что после нашей беседы она решила забрать этот проект себе и полностью его изменила (поэтому считаю себя отчасти «виноватым» в итоговом весьма недурном результате).
Что же мы получили? В Иркутске появилось яркое и уютное место, оформленное неожиданно смело, сильно выходя за рамки всех прежде реализованных в Иркутске проектов подобного масштаба.
Особого внимания заслуживает авторское решение по освещению территории. Для Иркутска, с его набившими оскомину белыми плафонами-шарами, это прорыв. Необычные «облака» и вовсе делались на заказ — такого больше нигде не найти.
В центре нового пространства находится небольшая сцена, которая разбивает территорию на две зоны. На ту же задачу работают и газоны-клумбы — дробят на несколько частей общую территорию благоустройства, тем самым визуально ее увеличивая, но сохраняя самостоятельность и своеобразную камерность каждой из зон.
Даже с лавками не промахнулись, что для Иркутска тоже явление редкое. На Чудотворской они простые, комфортные, стильные. Модель, кстати, разработана в студии Артемия Лебедева.
Каменную ограду, к сожалению, спасти не удалось. Впрочем, на ее месте появилась новая, внешне схожая с утраченной (идущий вдоль нее асфальтовый тротуар, к сожалению, в зону благоустройства не вошел).
В центре второй площади, что ближе к жилому дому, хотели установитьминиатюру Чудотворской церкви, которая до 1931 года находилась в соседнем квартале, на набережной.
Планировали это в первой версии проекта, и пока создается впечатление, что в ином, современном и неформальном окружении, макет храма может оказаться вырванным из контекста. Впрочем, если это оформят не в могильно-постаментном формате (в Иркутске такое любят), то может выйти неплохо.
Короче говоря, на Чудотворской удалось сделать интересно, уютно, стильно (где еще у нас в городе лавки от Лебедева найти?), ярко и атмосферно. Ну, а теперь…
Парочка «но»
Есть несколько вещей, на которые сложно не обратить внимание. Тех, что уже сказываются или обязательно скажутся на состоянии только обустроенного участка.
Во-первых, нет столбиков на выезде со дворе соседнего дома. Как показывает суровая российская действительность и не менее суровые водители, скоро примыкающий ко двору участок сквера окажется измазанным в грязи от шин припаркованных автомобилей.
Второе. Водосточная труба с дома №3 по соседству входит прямо на тротуар. Конечно, мечтать о том, чтобы она уходила прямо в подземную ливневку, не приходится — в России такая практика не прижилось до сих пор. Но канавку сделать следовало, ведь весной под трубой будет ледовый каток, а воздействие влаги рано или поздно скажется на плитке.
Третье. Грунт выше уровня тротуара. Меня, правда, убеждали, что он обязательно «осядет», но пока результат налицо: земля «съезжает» на плитку, а в летние ливни вокруг газонов, видимо, и вовсе следует ждать черно-коричневый слой «выплывшей» грязи.
Земля даже на открытии сквера кусками выносилась на тротуары, и дождя не требовалось — спасибо обуви пришедших.
А тут можно увидеть две разных ситуации: справа — рассыпающийся грунт, слева — уголок земли, где никогда не вырастет газон. Слишком острый угол, его попросту вытопчут.
Конечно, если сравнивать со средним уровнем иркутского благоустройства, то вышеперечисленное можно счесть придирками. Вот только эти недостатки обязательно себя проявят, а ведь не хотелось бы — уж больно приятным вышло это место.
Ворчания о названии
Для начала занятный факт. Эта территория уже имеет официально утвержденное в 2011 году наименование — АИСТ. Серьезно, по ходатайству гендиректора иркутской телекомпании, мэрия даже утверждала постановление. Обратного решения до сих пор не было, поэтому формально этот участок по-прежнему зовется «сквер АИСТ».
Поскольку название это ни к селу ни к городу (тем более в реалиях нового благоустройства), название надо менять. Вот только делать это стали неправильно — затеяли всеобщее голосование.
Конечно, так поступать нельзя. Топонимами должны заниматься профессионалы, а именно комиссия по топонимике при городской администрации. В противном случае народ назовет все в дачно-кооперативном духе, как это произошло в микрорайоне Луговое (Ромашковая, Изумрудная, Видная и подобная пошлость).
Но раз уж мнение спрашивают у всех, то и я предложу. Лучший, на мой взгляд, вариант — Чудотворская площадь. Ни в коем случае не «сквер». Однажды, возможно, я сделаю отдельный подробный пост про иркутскую фобию слов «площадь» и «парк» и нездоровую страсть к затасканному и совершенно пустому чиновничьему «сквер», но пока я вынесу сюда лишь пару аспектов.
Во-первых, слово «сквер» («square») и так на английском значит «площадь». Так зачем этот лишний англицизм, когда есть устойчивый и совсем не устаревший (что важно) термин?
Во-вторых, не нужно оперировать некорректными стереотипами. Понятно, что с «площадью» многие ассоциируют мощеный (а если брутально и по-русски, то асфальтированный) плац, а не озелененный уголок. Но это всего лишь стереотип, основанный у многих, вероятно, на образе Красной площади.
В-третьих, применительно к этой конкретной территории на углу Чудотворской и Сурикова, вариант «Чудотворская площадь» максимально деликатно относится к оригинальному топониму — улице; ничего не выдумывает и ничего не искажает, имеет четкую привязку к местности. Чудотворская площадь — это просто, доходчиво и понятно.
Впрочем, если люди не могут жить без слова «сквер», то придется выбирать лучший вариант из имеющихся. Их озвучили 14 ноября на радио «Комсомольская правда».
Выбор, прямо скажем, не велик — «Чудо-сквер», например. Есть еще вариант «Чудесный» — как в дачном поселке или наименование для детской площадки в детском саду. А ведь это центр старинного сибирского города, улице идет четвертый век.
Пока что лучший вариант из представленных — «сквер Чудотворцев». Объясняю почему: это наименование служит связкой между историей улицы и ее «новым» настоящим.
1. Причем здесь история: улица Чудотворская названа в честь Устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна.
2. Причем здесь настоящее: этот вариант не просто дает территории клеймо с названием, а акцентируется на взаимодействии места и людей. Придя сюда, оказавшись под «золотыми облаками», стоя перед сценой (которая манит подняться на неё) они будут мечтать, может быть, начнут играть, творить, и тем самым (уж простите за сентиментальность) они тоже в какой-то мере становятся чудотворцами. Чем не обоснованная легенда для названия?
Впрочем, шансов у этого варианта немного. Уже вижу, как любители дачно-кооперативных «чудес» клацают в голосовании на примитивное «чудо-сквер» или «чудесный» (прости господи) сквер.
Кажется, теперь вмешаться может только комиссия по топонимике.