Главная Новости Мнения «Уберите эти салфетницы!»: эксперты о лжефронтонах на здании ИГУ

«Уберите эти салфетницы!»: эксперты о лжефронтонах на здании ИГУ

Возвращаемся к больной теме — издевательски изуродованному зданию иняза в центре Иркутска, в котором ныне располагается ИФИЯМ (институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации) ИГУ. 

На этот раз представляю мнения экспертов в сфере дизайна, архитектуры, урбанистики, которые говорят прямо: руководство ИГУ, которое решило поиграть в архитекторов, установив на здании в стиле неоклассицизма щиты с подпорками (лжефронтоны) и часами, совершило большую ошибку. Ее нужно исправлять.

Позор центра Иркутска
Позор центра Иркутска

Напомню, свое мнение на этот счет я уже выразил в посте «Как ИГУ испортил здание иняза». Затем отправил официальный запрос (с этим помогло ИА «Ирсити») с вопросами о том, кто это придумал, для чего, сколько это стоило, что нужно сделать, чтобы это убрали. Руководство ИГУ ответило отпиской в несколько строк (в этом блоге я уже делал подробный разбор их ответа), так и не сумев ничего внятно объяснить.

Экспертный вопрос

Опубликовать профессиональные мнения я обещал еще после своей первой публикации на этот счет, которая вышла в январе этого года. Но тогда возникла неожиданная проблема.

Сразу несколько иркутских архитекторов, к которым я обратился за комментарием, подтвердили мне, что лжефронтоны — это ужасно, что ИГУ в самом деле совершило глупость. Вот только публиковать свое мнение они отказывались по одной простой причине — мэрия Иркутска одобрила эту нелепость от ИГУ, а ссориться с администрацией они побоялись.

(Кстати, весьма иронично, что именно стоя у входа в здание иркутской администрации лжефронтоны смотрятся комичнее всего — с подпорками, во всей красе).

Вид на иняз от здания мэрии Иркутска.
Вид на иняз от здания мэрии Иркутска.

Впрочем, эта ситуация заставила лишь расширить географию поисков экспертных мнений, в этом неоценимую поддержку оказал один двух из иркутских спикеров (его комментарий завершает этот пост). Так что теперь об ошибке ИГУ знают авторитетные эксперты за пределами региона. Поздравляю, дорогой ректорат.

Но начнем с иркутского архитектора:

Сергей Колосовский, архитектор (Иркутск)

«Для понимания того, что случилось со зданием иняза, достаточно обратиться к архитектурной грамматике. Здание в стиле классицизм, имеет ордерные элементы во внешнем оформлении. Ордер предписывает состав и форму элементов. Так, портик завершается фронтоном или аттиком. Вместе эти элементы не используются. Либо одно, либо другое. Но в случае с инязом фронтон водрузили на аттик. 

Казанский собор в Санкт-Петербурге удобен для иллюстрации, поскольку сочетает в себе оба приема:

Как ИГУ мог бы "улучшить" Казанский собор
Как ИГУ мог бы «улучшить» Казанский собор

Кроме архитектурного ляпа стоит отметить плохое качество реализации. Надстройка выполнена грубо, из листового материала, между листами которого видны швы. Конструкция на подпорках. Временная, дешевая — и это к лучшему. Легче демонтировать». 

Маргарита Леонова, архитектор в «Утро» (Москва)

«В мире не сразу пришли к пониманию, что архитектура красива в том виде, в котором ее задумал архитектор, который работает с материалами, формами и пропорциями. 

Почему-то, если на женщину надеть ведро, все понимают — некрасиво. Но мало кто осознает, что архитектура — это та самая беззащитная женщина. Не памятник архитектуры? Носи ведро, никто не заметит. А если и заметит — так законом не запрещено, все юридически выполнено грамотно.

Монументальное и в то же время изящное сооружение (это же каждый чувствует? — так работают пропорции) приобрело завершения в виде «салфетниц». Нет, это не имитация фронтонов (что радует, так как с «салфетницами» попрощаться проще), это рекламные щиты. Их никогда там не было. И не должно быть.

Салфетницы
Салфетницы

Можно попробовать объяснить это варварство иначе. Самая понятная аналогия: автомобиль, его облик, формы — законченный продукт работы людей, его таким придумали по ряду причин. Но вот вам захотелось часы в треугольнике на капот. И вы решаете этого добиться за счет неких «подставок-салфетниц». Выглядит ужасно, но цель поставленную выполняет — теперь у вас есть часы на машине. 

В идеальном мире пришлось бы разработать новую форму под эти «салфетницы» — целый проект новой машины.

Прикрывать свою безграмотность фразой «это не памятник архитектуры» — это очень грустно. С изобразительным искусством легко — если в музее, значит, шедевр. С архитектурой сложнее. Ее обижает каждый, кто хочет, под самыми разными предлогами. 

Если не умеете ценить то, что имеете — так и скажите. Признавать ошибки очень трудно. Особенно, когда совершаешь их не в своей профессиональной деятельности. Архитекторы во все времена покорно молчат — ведь заказы иначе-то и не сыплются. 

Надеюсь, что следующим этапом будет работа над ошибками». 

Дарья Беседина, архитектор, руководитель исследований в фонде «Городские Проекты»(Москва)

«Они серьезно приделали «фронтоны» из «фанеры»? Взяли, на крышу портиков водрузили, по сути, конструкции рекламных щитов, и решили, что это «красивенько»? Я не могу на такое серьезно реагировать. Это даже на порчу архитектурного наследия не тянет, это какой-то удивительный бред!

Невозможно это всерьез обсуждать. То, что они водрузили — просто мусор, и его необходимо как можно скорее убрать». 

Илья Бейлин, урбанист (Воронеж)

«Я очень люблю Чикаго, историю, архитектуру, дом музей Хэма, и у меня поневоле возникло дежа-вю, когда я недавно увидел в интернете так называемые «куранты» Иркутского государственного университета. Так называются треугольные щиты с часами, что горделиво возвышающиеся над портиками. 

Итак, почему же дежа вю? 

В 1893 году в Чикаго в честь открытия Колумбом Америки была устроена выставка. Выставочный городок проектировали ведущие архитекторы того времени. На территории почти в 250 га появилось около 200 великолепных зданий белого цвета. Конструкции на основе несущего каркаса, собранные из готовых металлических элементов с навешенными на них многослойными панелями, производили впечатление капитальных сооружений. С помощью штукатурки деревянные фасады декорировались под мрамор, и здания могли соперничать с историческими каменными памятниками. Для строительства «Белого города» использовались самые дешевые материалы. И как писала пресса объекты стали «апофеозом бутафорства и эклектики».

Строения не были предназначены для эксплуатации в холодное время года, и кроме того, благодаря каркасу, выглядели прочно. Спустя некоторое время весь «блеск» облицовки померк, потемнел от выхлопных газов и дыма большого города. Возможно, что украшатели ИГУ хотели достичь того же эффекта. 

Как пишут хроникеры Иркутска, установка лжефронтонов произошла 25 октября 2018 года, что-то это мне напомнило. Это было очень похоже на дату в кинофильме «Назад в Будущее», правда, там на панели машины времени — дата 21 октября 2015. Нет определенно история шутит над нами. Определенно, это один в один декорации с часами на здание суда киношного города Хилл Вэлли.

Прошло всего чуть более 125 лет и история повторяется. С той лишь разницей, что все здания в Чикаго были снесены и были построены настоящие объекты инфраструктуры. В Иркутске же, чтобы появился новый символ города оставят бутафорию. Муляж. 

Как этим можно гордиться? Символ Университета — имитация? Надеюсь, что имитация в ИГУ ограничивается архитектурными излишествами».

Федор Т. дизайнер, адвокат города (Иркутск)

«Меня печалит то, что решение не прошло слушаний, — мнения экспертов не спрашивали. Возможно, идея до реализации в голове у каждого выглядела прекрасно. Но если сейчас, глядя на результат, все участники этого акта санкционированного вандализма верят в то, что результат хороший — плохи наши дела.

В частных беседах сотрудники администрации говорили мне, что они против этой нелепой надстройки как иркутяне и профессионалы, но как чиновники они должны терпеть — опасаются за свои места. Здесь меня печалит две вещи.

Первое — мэр учился на архитектурном факультете, но он поддерживал это странное решение, а второе — что в мэрии выстроена авторитарная система, в которой люди боятся хорошо выполнять свою работу и выражать открыто профессиональное мнение из-за угрозы увольнения. Так все сгниет.

Еще печально то, что часы и фронтон останутся. Никакая муниципальная или государственная структура никогда не признает собственных ошибок. Мы опять это проглотим. Готов сбрить бороду, если в течение 2019 года часы вместе с фронтоном демонтируют. Я еще и голову обрею, если до конца года Бердников публично заявит, что это было ошибкой.

Сооружение лжефронтона и установка на них лжекурантов — проявление комплекса провинциального города, который стесняется быть таковым. Вместо того, чтобы поддерживать собственный образ, стремится казаться чем-то другим.

Конечно, часы могут быть на здании, но они должны быть органично вписаны. Даже если бы у здания изначально был настоящий фронтон, а не это комичное сооружение на подпорках, то и тогда не каждый циферблат можно было бы туда вставить. Сейчас вокруг часов нет полей, им не хватает воздуха.

В изначальном эскизе циферблат был меньшего размера
В изначальном эскизе циферблат был меньшего размера

Гармоничным при такой конструкции лжефронтона смотрелись бы часы, диаметром с белое пространство между цифрами у нынешних часов. Но тогда бы с земли не было видно, который час. Для этого и сделали циферблат крупнее, но тогда нужно и всё остальное под него подгонять. 

Элементы фасада становятся несомасштабными друг другу. Как если бы мы повесили Бердникову или Бычкову на грудь медаль размером с тарелку. Никакого уважения мы бы не испытывали к обладателю такого артефакта. А награжденный скорее бы чувствовал не гордость, а неловкость, недоумение и гнев. Но у здания нет рта, чтобы высказаться.

Действия администрации выглядят непоследовательно. В случае со «Снежинкой» чиновники оказались на стороне иркутян, отстаивали интересы города. Худо-бедно, криво-косо, удалось восстановить некоторые утерянные элементы фасада. Здесь же — настоящее вредительство и неуважение к городу.

Окна бывшей «Снежинки»
Окна бывшей «Снежинки»

При этом прямо под новоделом администрация убрала киоски, закрывавшие колоннаду. Хорошее, правильное решение. Здание открылось, стало выглядеть аккуратнее и величественнее. Ну на тебе — сверху нахлобучили».