Власти Иркутска радостно рапортуют от втором этапе реконструкции территории бывшего ЦПКиО, который когда-то был Иерусалимским кладбищем. Теперь это мемориальная зеленая зона — и это правильно, ведь восстанавливается историческая справедливость; это дань уважения истории города и запоздалый, но очень нужный шаг в сторону признания ошибок прошлого.
Вот только Иерусалимскому некрополю, прямо скажем, повезло. В Иркутске есть и другие старые кладбища, где власти о памяти, мягко говоря, не беспокоятся. О таких местах — в этом посте.
Дома на Знаменском кладбище
Если в исторической части Иркутска есть большие пустыри, можно почти с уверенностью сказать — здесь раньше что-то было. Ведь Иркутску три с половиной столетия, свободные места зря не простаивали.
Пару лет назад меня заинтересовал один такой пустырь в Знаменском предместье между улицами Щапова и Войкова. Он необычно большой для этого очень старого района: со всех сторон плотная застройка, но только тут — ничего.
От желания покопаться в истории этого места меня тогда отвлек сайт иркутского «Горпроекта», где выложили рендер нового жилого комплекса — его «примерили» как раз на этот пустырь. Должен заметить, дома фантастически ужасные: монолитные коробки с красным кирпичом в облицовке и швами наружу.
Больше всего меня тогда обеспокоило, что эти «шедевры» испортят вид центральной улицы Карла Маркса (Большой), ведь этот пустырь как раз замыкает ее нынешнюю перспективу.
Беспокойством дело, впрочем, и ограничилось. Эти дома строить не стали, площадку оставили в покое. Но только на время.
Вскоре я вновь заинтересовался этим участком, когда наткнулся на историю захоронений в Иркутске. Как оказалось, там, южнее улицы Щапова, находилось старое Знаменское кладбище. Оно возникло в конце 18 века, а закрылось к 1930-м годам — то есть существовало в те же годы, что и Иерусалимское. Это же Знаменское кладбище можно найти на некоторых старых картах Иркутска.
Границы в разных источниках описываются примерно одинаково: «начиналось» от улицы Щапова, и «доходило» до улицы Войкова. Более точные границы установить довольно сложно, поскольку приходится ориентироваться лишь по доступным картам: например, довольно хорошо границы очерчены на плане 1940 года, однако там для большей наглядности увеличена ширина улиц, отчего искажены пропорции кладбища. Но сопоставить его со спутниковым снимком все равно можно.
Приглядитесь к изображению выше: даже если не учитывать искажение красных линий улиц на карте 1940 года, видно, что прямо на Знаменском кладбище стоят несколько зданий. Часть из них очевидно относятся к какой-то организации — это нежилые строения, на территории что-то вроде автостоянки. В открытых справочниках подробных сведений о работающих там организациях найти не удалось.
А прямо через дорогу стоит большой жилой дом за высокой кирпичной стеной. Справа от него несколько лет назад возник второй особнячок, но на эту съемку 2013 года (ниже) он еще не попал.
Этот невзрачный кирпичный особняк, между прочим, видел каждый иркутянин. Как я уже писал выше, эта территория хорошо просматривается с центральной улицы. И дом, стоящий на людских захоронениях, тоже хорошо заметен.
Дальше — больше
В начале 2018 года я узнал, что на пустыре в районе Знаменского кладбища, где хотели строить жуткие кирпичные высотки, все-таки появятся новостройки. Новый проект вышел куда приличнее предыдущего, и для Иркутска вышел даже прорывным — увы, не часто местные застройщики заботятся о внешнем виде жилых комплексов.
О нем наслышаны многие иркутяне — спасибо массированной рекламе и необычному названию — ЖК «Корица». Возводят его как раз на пустыре на четной стороне улицы Щапова. Пока только первую очередь.
Но есть ли захоронения именно на месте, где сейчас стоят дома? Этот вопрос чуть сложнее.
Еще раз приведу изображение с минимальными границами Знаменского кладбища — на нем виден котлован одной из блок-секций ЖК «Корица». Казалось бы, они не пересекаются, но здесь есть два «но».
Во-первых, выше я уже упомянул, что на карте 1940 года искажены масштабы (улицы в разы шире, чем они есть), поэтому реальная площадь некрополя должна быть больше — примерно на 5-10 метров в разные стороны.
Во-вторых, на первых трех блок-секциях застройщики останавливаться не планируют. Судя по другим рендерам, у ЖК «Корица» будет и вторая очередь. Дома расположатся западнее, то есть застройка движется как раз дальше в направлении кладбища.
Тем не менее предположим, что стройплощадка все-таки немного «не дотягивается» до Знаменского кладбища. Тогда остается вопрос: почему место, где сейчас возводятся дома, оставалось пустырем вплоть до наших дней? Есть версия, что там все-таки были захоронения, но другие.
В иркутской летописи историка Юрия Колмакова сказано, что в августе 1888 года Иркутская городская дума отвела участок земли на Знаменской горе за Знаменским кладбищем для погребения лиц воинского звания, положив начало гарнизонному военному кладбищу.Закрыто в 1928 году.
Под это описание подходят два места в этом районе. Первое — как раз стройплощадка жилого комплекса «Корица». Второе — еще дальше, в 300 метрах восточнее. Там тоже было целое кладбище, и тоже построили жилые дома.
На картах даже можно найти название этого другого погоста — Борисо-Глебское кладбище. Вот его границы по состоянию на 1917 год:
Оно расположено вдоль Нестеровской улицы. Ее название — одно из немногих, которое уцелело после волны советских переименований. Разве что немного исказили на советский манер — сейчас это улица Нестерова, и теперь на месте кладбища целая группа жилых домов.
Какие выводы?
Стало понятно, что прямо в центре старого Знаменского кладбища стоят некие хозяйственные строения и два больших коттеджа. Еще ясно, что прямо к Знаменскому кладбищу надвигается стройка ЖК «Корица» — один из домов уже строится в считанных метрах от захоронений.
Наконец, стройплощадка может и вовсе полностью находиться на территории некрополя, но при условии, что в летописи Колмакова под участком для воинских захоронений имеется в виду другое, Борисо-Глебское кладбище. Но и там с советских времен стоят жилые бараки.
Зная это, в пафосных речах городских чиновниках о важности возрождении Иерусалимского мемориального кладбища читаются двойные стандарты, а сама реконструкция кажется витринным проектом. Просто потому, что одному погосту повезло оказаться в самом центре города. А другим — нет.