Обзор благоустройства спустя год после сдачи.
В Иркутске подходит к концу очередной сезон благоустройства — чиновники мэрии уже готовятся резать ленточки на открытиях новых скверов. Чтобы мы понимали, что горожанам скорее всего понаделали, вспомним, как благоустраивали Иркутск ровно год назад — осенью 2020 года — и проверим, что случилось с этими объектами за 12 месяцев.
Нет, это не попытка придраться к мелочам. Речь пойдет о случаях, вызывающих недоумение у любого разумного человека.
Начинаем тур по Иркутску не для слабонервных!
Лисихинский парк: источник грязи
Обновленный к прошлой осени парк на Лисихе стал одним из крупнейших объектов благоустройства 2020 года. К сожалению, спустя год можно с уверенностью сказать, что вместо уютного парка город получил комбинат по производству грязи. Почему?
Я уже подробно рассказывал в отдельном тексте, почему в Иркутске повсюду так много пыли на дорогах и тротуарах. Парк на Лисихе в этом плане — очень наглядный пример.
Во-первых, дорожки спроектированы и положены без учета удобства передвижения пешеходов, часто совсем нелогичными углами. В итоге люди были вынуждены срезать путь по грунту, вытоптанному в грязь.
Во-вторых, там очень много мест, где грунт выше уровня тротуара — уже на прошлогодних фото видно, как на дорожки наползали слои грязи.
Это месиво затем высыхает на солнце, а получившуюся пыль гоняет ветер. А горожане, сравнивая свой город с другими, удивляются: почему Иркутск такой пыльный? Все отсюда.
Теперь посмотрите, к чему это привело к середине лета 2021 года. Толстые слои грязи — все это результат неграмотной планировки.
Парк Парижской коммуны, сатанизма и алкоголиков
Парк имени Парижской коммуны в Глазково — важное и фактически единственное зеленое общественное пространство для района в окружении автомобильных развязок. Благоустройство там не обновлялось с советских времен, да и то, что осталось, — руины.
В комитете по обустройству Иркутска о новом проекте говорили, что в этом парке применят «интересные решения по подсветке».
«По подсветке? Неужели наконец-то сделали что-то красивое? — мог бы подумать рядовой иркутянин. — Может, сделают как на Бульварном кольце в Москве?»
Нет. Мрачная иркутская действительность выглядит так:
Громоздкие, мрачные и тяжеловесные конструкции. Какие ассоциации они должны рождать? Я, например, вижу пентакли. Думаю, поклонники разного рода сомнительных культов обновленный парк оценили.
Но есть на этом объекте и вполне привычные нелепости российского благоустройства. Например, странная традиция обкладывать скамейки мусорками. Видно, сидеть рядом с ними кому-то приятнее.
Другой нелепый тренд российского благоустройства — использовать для оформления габионные блоки (которые вообще-то во всем мире считаются техническим элементом для укрепления рельефа). Загвоздка в том, что на практике у «габионных скамеек» есть проблема: нужно умудриться не оставить зацепки, не порвать что-нибудь из одежды.
В целом это благоустройства создает странное впечатление. Если бы мне сказали, что это какое-то траурное место, мемориальная зона — я бы вполне поверил.
Впрочем, есть тут и кое-что смешное. Многие иркутяне обратили внимание на диковинные скамейки. Выглядят они так:
В соцсетях стали откровенно высмеивать странный, ничем не объяснимый дизайн, к ним тут же прицепилось название «столики для алкоголиков».
Сначала я подумал, что это вина некоторых сомнительных дизайнеров, которые под современным благоустройством понимают не сочетание стиля и функциональности, а просто что-то «необычненькое».
Конечно же, я искал пояснение в иркутских СМИ — но увы, их там не было. Вместо доходчивого разбора свежего благоустройства местные издания просто пели ему оды, не вдаваясь в подробности. Яркий пример — на скриншоте с сайта «Ирк.ру»:
Подписи, видимо, сотрудники сайта ставили наобум, поэтому получилось смешное сочетание слов с фотографией: так и вижу жителей улицы Маяковского, умоляющих мэрию поставить именно такие лавки.
И все же мне удалось узнать, почему скамейки именно такие.
Со мной связался один из создателей проекта парка и рассказал: оказывается, эти скамейки должны были стоять встык, без промежутков — как ряд трибун. Причем находиться они должны были на отдельной аллее возле сцены, которую изначально планировали проектировщики. Там хотели сделать площадку выступления детей, верхний ярус скамеек-трибун — именно для них.
Однако уже в ходе работ эту аллею вычеркнули из проекта благоустройства. Но деньги нужно освоить строго по смете, поэтому лавки (да и вообще все, что было в смете) со всего парка стащили в кучу, на одну главную аллею. В итоге элементы единой трибуны поставили как отдельные лавки.
Короче говоря, это управленческий сбой, который привел к нелепому казусу, но горе-благоустроители решили подавать это недоразумение с серьезным видом, как что-то дизайнерское.
Трешовая Торшерная аллея
Многим российским чиновникам, к сожалению, свойственно опасное сочетание: у них не развит художественный вкус, но развито стремление сделать что-нибудь «веселенькое». Эта беда коснулась и тех, кто занимался реконструкцией аллеи на бульваре Постышева.
Вообще, любые неестественно увеличенные бытовые предметы в городской среде — это китч. Если бы там поставили один такой торшер, это можно было бы рассматривать как уникальный арт-объект, но целая улица с ними — пошлость.
Впрочем, безвкусица — лишь одна из проблем. В ходе эксплуатации выявились вполне серьезные недостатки, о которых вовремя не подумали. Так, нависающие над прогуливающимися горожанами торшеры в зимнее время стали накопителями сосулек.
Да и качество подкачало — уже в 2021 году стали явно заметны следы коррозии на столбах, пишет «Ирсити». Как долго это все простоит?
Проблемы касаются не только треш-торшеров. Скамейки поставили в рыхлую землю, а систему водоотведения не продумали. В итоге некоторые из них стали буквально тонуть в грязи, кренясь под таким углом, что сидеть на них становится неудобно.
Сквер «Что здесь вообще происходит?»
Весной 2021 года в Иркутске официально открыли сквер, который посвятили городу-побратиму — немецкому городу Пфорцхайм. Его делали к осени 2020-го, но вовремя сдать не успели. Приемку с особой тщательностью проводили уже в 2021 году. Почему с особой? Потому что на открытие приезжала делегация из Германии. Для иркутян так готовиться, видно, не принято.
Сквер находится на углу улиц Степана Разина (историческое родное название — Почтамтская) и Чкалова (историческое родное название — Мыльниковская). До начала работ там была довольно хорошая зеленая зона, которую стоило лишь немного привести в порядок.
Но благоустроители решили устроить в том месте сквер-плац: значительную часть деревьев вырубили, почти все замостили плиткой.
Сам же сквер наполнили странным набором неожиданных объектов — от камней до столбов. Все многообразие странных решений на этой площадке сводится лишь к одному вопросу: что здесь происходит?
Необъяснимые куски грунта — клумбы, которые явно будут вытаптывать. Разноцветные круги на большом обруче и две мини-скамейки для созерцания — что это и зачем?
По поводу качества вышло забавно: на сайте компании, которая производила плитку для этого сквера, выложены рекламные (!) фотографии с этого места. Косяки на них видны невооруженным глазом.
Трюк от мэрии: покраска асфальта
Благоустройство набережной Ушаковки — сложная задача, ведь там нужно создать настолько привлекательную среду, чтобы в эту мертвую зону потянулись люди. Казалось бы, ориентир в таком случае понятен — нужно обустроить уютное атмосферное пространство, чтобы люди осознавали ценность этой местности, ради которой стоит туда идти.
Что же сделали по факту? Полную противоположность — неуютный бессмысленный пустырь, буквально асфальтовое поле.
Такое фото (выше) мне отправил подписчик еще в прошлом году, пока там шли работы. Это зрелище (серое асфальтовое поле), конечно, меня удивило, но я решил, что судить пока рано — ведь набережную тогда еще не доделали. Не могли же проектировщики в самом деле иметь в виду такое недоразумение, когда от них ждали набережную?
Оказывается, могли. С одной поправкой — пустырь сделали цветным.
Учитесь! Трюк от благоустроителей из администрации Иркутска: как с невозмутимым видом презентовать асфальтовый пустырь? Покрасить его разноцветными красками!
Конечно, людей это не привлекло (набережная Ушаковки так и осталась безлюдной мертвой зоной), зато мэрия смогла снять с квадрокоптера позитивный ролик под бодрую музыку про «прорывное благоустройство»!
Можно даже не стесняться и хвастаться цифрой — сколько литров краски вылили на асфальт.
Иркутяне, знайте: когда говорят о новой набережной на Ушаковке, это всего-навсего огромный асфальтовый пустырь. Зато цветной.
К счастью, каких-то серьезных примеров деградации сделанного в этом случае не нашлось — видимо, просто потому, что там некому что-либо ломать. Да и практически нечего.
Бульвар Гагарина
Недавно я публиковал большой материал о том, как компания «Сервико» в 2021 году отобрала часть зеленого бульвара Гагарина вдоль дороги, сделав там парковку.
Это согласовала мэрия, которая таким образом «обменялась» с компанией: ведь ранее ее сотрудники парковались прямо на пешеходной зоне посреди бульвара.
В 2020 году городские власти взялись за благоустройство именно этого участка и убрали парковку с пешеходной зоны.
В итоге там получилось довольно приличное благоустройство — небольшая пешеходная площадь.
Казалось бы, лучше такой «обмен», чем никакого — теперь хотя бы у пешеходов появилась площадь, пусть они и потеряли часть зеленого бульвара у дороги.
Но как бы не так: площадь тоже теперь заставляют автомобилями, невзирая на то, что на парковку она, мягко говоря, не похожа.
Причина — сохранившийся удобный заезд прямо на бульвар с проезжей части. Почему там нет столбиков, которые предотвращали бы заезд — вопрос к проектировщикам. По итогу мы имеем «съеденный» парковкой кусок бульвара, а также якобы пешеходную площадь, которая на деле так и осталась парковкой.
И напоследок: проблемы с качеством есть и тут. Навесы начали разваливаться еще прошлой осенью.
И еще о качестве
Больное место иркутских благоустроителей — границы объектов. Очень часто они не задумываются о том, как новое будет соседствовать со старым: свежий проект будто вставляют клавишами ctrl+c/ctrl+v как придется — не стыкуются дорожки во высоте? Возникли щели? Замажем бетоном. Пример — сквер таинственных камней на улице Чкалова:
Однако абсолютный чемпион 2020 года по замазке стыков — реконструированный участок бульвара Гагарина.
Кое-где стыки заделывают не бетоном, а еще более сурово — асфальтом. Максимально грубо, небрежно, неряшливо.
Бетона, впрочем, больше. Печально, кстати, и то, что помимо эстетического аспекта возникает практическая проблема — люди будут спотыкаться.
Судя по всему, спотыкаться придется во многих местах.
А на фото ниже дорожку вроде бы задумали, но… как-то не задалось.
Проблема и решение: новый тротуар оказался настолько выше старого, что пришлось… построить пандус из бетонной замазки!
Главная проблема
Как видно, общая планка качества благоустройства в 2020 году была, к сожалению, очень низкой. Впрочем, думаю, многие иркутяне согласятся, что нечто подобное происходит из года в год, а потому благоустройство 2021-го, как ни печально, вряд ли будет лучше.
Причина всех этих вечных проблем иркутского благоустройства, на мой взгляд, кроется не в недостатке денег (кое-где тратились вполне прилично), не в ограниченных возможностях (для хорошего результата серьезных помех в Иркутске нет), а в личной заинтересованности всех причастных сделать что-то, чем можно гордиться. Это касается всех — от проектировщиков до прорабов и рядовых горожан, которые молчаливо принимают любой некачественный «подарок».
К огромному сожалению, среди многих иркутян распространена позиция, которую можно сформулировать так: «Зачем придираться? Пусть хоть так делают — это лучше, чем ничего».
Столь низкая планка приемлемого очень вредна: так за норму принимается то, что уважающие себя люди в других городах посчитали бы унизительным и непозволительным. Результат такого отношения — превращение города в болото, его деградация под молчаливое принятие жителей. Это и происходит в Иркутске.