Вчера в телеграм-канале «Иркутский блог» вышел пост о том, как в центре города портят очередное старинное здание — речь шла о больнице №3 на углу улиц Тимирязева и Чехова (исторические родные названия соответственно — Преображенская и Малая Блиновская). Там уже сбивают карнизы, монтируют основу для навесного фасада.
Пока неизвестно, каким материалом будут обшивать, но сути это не меняет: солидное строение вероятнее всего станет безвкусной китайской коробкой.
Здесь я собрал примеры зданий в историческом центре Иркутска, которые были испорчены аналогичным образом. Предупреждение: смотреть на эти примеры очень больно.
Школа №15
Центр города, улица Ленина (историческое родное название — Амурская). Здание 15-й школы, построенное в 1940 году, изначально выглядело весьма достойно: монументальное здание с пилястрами, карнизами, сандриками и другими архитектурными элементам.
В 2005 году прошла беспощадная реконструкция в соответствии со вкусами российских чиновников: на архитектуру забили, здание «современненько» обшили. В итоге школа на центральной улице стала выглядеть как коробка из промзоны.
Дом на Желябова, 8б
Тяга облицовывать дома поярче возникла в 1990-е и расцвела в 2000-е — во многом из-за того, что людей, вышедших из депрессивной советской действительности, бросило в противоположную крайность — в вырвиглазные цвета и в пластиковое «дорого-богато».
Ниже — старинное здание на улице Желябова (историческое родное название — Трапезниковская), которое пострадало одним из первых. Так оно выглядело в 1970-е годы:
А таким оно стало в конце 2000-х и остается в таком виде по сей день:
Важная деталь: это памятник регионального значения, облицевать его — значить нарушить закон, и то, что ответственные чиновники не замечали вопиющее нарушение в сердце исторического центра, очень много говорит о качестве их работы.
В самом начале года я отправил жалобу, но ее проигнорировали. Однако спустя время в чате «Чудотворская улица» появился аккаунт службы охраны памятников Иркутской области, и я задал вопрос еще раз. Получил ответ:
Проще говоря, даже зная о нарушении, чиновники ничего не будут предпринимать. Причина отказа — постановление правительства РФ от 10 марта 2022 года (вот ссылка). Никаких проверок.
Байкальская, 15
Еще один пример с памятником. В этом случае облицовка вовсе послужила причиной его окончательной утраты.
Дом 15 по улице Байкальской — доходный дом конца 19 века. Долгое время он носил статус выявленного объекта культурного наследия.
Когда в 2000-х в этом районе разросся печально известный рынок «шанхайка», дом попал в руки к новым владельцам, которые начали менять его облик: прорубили двери на месте окон, заменили крышу, стали потихоньку менять фасад.
После небольшого пожара частично пострадал деревянный декор. Вместо того, чтобы его восстановить, дом полностью обшили, а заодно к нему пристроили второй этаж с мансардой.
Надзорные органы наблюдали за происходящим, но особого рвения остановить процесс не проявляли. В итоге в 2017 году дом просто вывели из списка выявленных объектов культурного наследия — лишили госохраны. Памятника фактически больше нет.
Тимирязева, 5
Очень похожий пример — дом №5 на углу улиц Тимирязева (историческое родное название — Преображенская) и Подгорной. Это выявленный памятник конца 19 века. Выглядел он так:
Сейчас этот дом — невзрачная коробка с фасадом из красно-белого сайдинга.
Важно: в правилах благоустройства Иркутска черным по белому прописан запрет на использование сайдинга для облицовки зданий вне промзон. Увы, это нарушение часто встречается даже в историческом центре — мэрия, как правило, не реагирует.
Этот конкретный памятник, несмотря на потерянный оригинальный облик, пока еще не выведен из-под госохраны. Но, судя по всему, ждать осталось недолго: в 2022 году власти Иркутской области безо всякой необходимости начали сокращение реестра выявленных памятников. С высокой вероятностью этот дом потеряет охранный статус. Снова из-за облицовки.
Дом на 1-й Советской, 58
Двухэтажное здание «Дальневосточного банка» на 1-й Советской (историческое родное название — 1-я Иерусалимская) всегда было довольно неприметным, зато вполне неплохим на вид:
В конце 2018 года, несмотря на то, что фасад был в хорошем состоянии, здание зачем-то обшили. Теперь оно выглядит так:
Снова потеряли фактуру, объемные архитектурные элементы. Взамен — примитивная коробка.
Софьи Перовской, 44
Уже будет скоро 10 лет, как мэрия Иркутска обещает привести в порядок территорию в районе бывшей «шанхайки» — в том числе отреставрировать старинные здания в рамках проекта «Иркутские кварталы». Вместо этого часть зданий продолжают деградировать.
Пример — этот небольшой, но приятный старинный дом на улице Софьи Перовской (историческое родное название — Матрешинская).
Его обшили сайдингом. Сейчас это коробка, которую и снести не жалко.
Да, еще раз повторю: в Иркутске запрещена облицовка сайдингом вне промзон. Это очередной пример, когда мэрия ничего не предпринимает. Я писал обращение в мэрию и по поводу этого здания. Вопрос не решен.
Марата, 15/1
Необычный пример — жилая пятиэтажка. В ней нет архитектурной ценности, и казалось бы, портить там нечего, но горе-управленцы смогли это сделать.
2019 году неприметный дом на улице Марата (историческое родное название — Луговая) превратили в коробку целиком из сайдинга. Парадокс здесь в том, что запрещенный материал облицовки использовали при участии чиновников — про программе капремонта.
Телеграм-канал «Иркутский блог» публиковал ответ мэрии. Это обычная отписка, где повторили информацию о проведении капремонта, но суть моего вопроса про нарушенные правила благоустройства полностью проигнорировали.
И все же самое замечательное в этой истории — другое обстоятельство: от пятиэтажки, облицованной с нарушением правил благоустройства, до здания, где работают городские чиновники, всего 40 метров.
То есть власти города буквально видели нарушение каждый день и ничего не предпринимали. Либо (что еще хуже) чиновники мэрии просто не в курсе городских правил благоустройства, не знают, что в городе запрещен сайдинг вне промзон. Тогда мы имеем дело не просто с невнимательностью и халатностью, а с кричащей некомпетентностью тех, кто руководит Иркутском.
Церковь Непорочного Сердца
До 2017 года в Иркутске существовал объект современной архитектуры, которым можно было однозначно гордиться — речь о католической церкви Непорочного Сердца с впечатляющими объемами и будто монолитной фактурой фасада.
К сожалению, со временем фасад потемнел, и его, конечно, стоило освежить, почистить. Однако вместо этого его решили испортить — облицевать.
Новый фасад существенно проигрывает прежнему. Особенно заметно, что облицовка не способна повторить оригинальные линии — на фото ниже видно: вместо плавных изгибов — странная ребристость, ощущение помятого пластика.
Вместо рубленых монолитных граней — рейки для сокрытия стыков облицовки. Это выглядит очень дешево.
До и после
Храм был будто бетонным, а стал пластмассовым. Объект, который можно было с гордостью показывать туристам, теперь лучше обходить стороной — чтобы зря не расстраиваться.
Дом Колхозника
Буквально через дорогу от больницы, которую сейчас портят, стоит здание 1930-х годов — Дом Колхозника, образец постконструктивизма. Когда-то он строился как гостиница для работников колхозов, которые приезжали на время в Иркутск.
Фасад без изменений просуществовал с 1930-х по 2010-е. Затем все испортилось — здание облицевали. Фактура фасада оказалась потеряна: настоящие пилястры заменили на их «рисунок» (отметили другой плиткой), вместо карнизов и сандриков — пластиковое обрамление окон.
При этом часть здания осталась нетронутой. С одной стороны, это хорошо — горожане могут видеть хотя бы часть оригинального здания. С другой стороны, такой контраст еше болезненнее бьет по восприятию здания, вызывая лишь недоумение.
Итог: название «Дом Колхозника» стало снова актуально, но уже в другом смысле — здание околхозили.
Итог
Представленные примеры — лишь малая часть зданий, пострадавших от неуместной облицовки. Однако даже их достаточно, чтобы понять, что облицовка = обезличивание.
Вместо щепетильного отношения к оригиналу мы видим его обесценивание, попытку спрятать за свежей оберткой; вместо ремонта — стремление завесить ширмой; вместо решения проблем — имитация их решения.
В таких случаях самое обидное, что здание не просто становится хуже само по себе, а то, что на это уходят деньги, которые могли бы пойти на пользу и зданию, и городу.
Очень многие проблемы Иркутска идут не от объективной нехватки ресурсов, а от отношения к городу. В решении этой проблемы — ключ к его спасению.