Главная Новости Cтатья Что не так с символикой к 360-летию Иркутска

Что не так с символикой к 360-летию Иркутска

Разбор дизайна с показательными примерами.

В Иркутске в этом году отмечают 360-летие города. Повсюду на билбордах, фонарных столбах и общественном транспорте можно встретить специально созданную юбилейную символику:

Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор
Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор
Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор

К сожалению, самое точное определение, которое можно дать такой работе дизайнеров — безликий ширпотреб. Почему? Об этом — далее.

Отсылки к городу

Задача любой символики — передать с помощью визуальных инструментов уникальные смыслы. Это касается как товарных брендов, так и территориального брендирования.

Согласитесь: не будет город в Исландии рисовать на своей юбилейной символике песчаные барханы — просто потому что ни у кого эта страна не ассоциируется с жаркой пустыней, ее там попросту нет. Как не будет город в Саудовской Аравии изображать вулканы или айсберги. 

Скорее будет полностью наоборот. Исландия задействует тему гор и льда:

Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор

Обратите внимание на сине-голубую палитру — она, конечно, не случайна.

В свою очередь у Саудовской Аравии — тема пустыни и истории. А еще задействуется шрифт, близкий к арабской вязи. Логично, верно?

Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор
Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор

Но давайте возьмем более близкие примеры — юбилейную символику российских городов. 

Ниже — символика к 870-летию Москвы и к 315-летию Санкт-Петербурга. В Москве за основу для визуального стиля взяли графические эксперименты московских художников-авангардистов начала 20 века — это неотъемлемая часть культурной истории столицы. В Петербурге же использовали хорошо узнаваемые символы и образы — от ростральных колонн до Петропавловской крепости.

Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор
Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор

Посмотрите и задумайтесь: можно ли использовать петербургскую символику для другого города? Нет. Но даже если убрать уникальные городские образы (памятники, архитектура), эта стилистика подойдет далеко не каждому городу. Как минимум потому, что она с помощью цвета и графических элементов насыщена образами воды и водной глади. А где у нас еще так много рек и каналов?

Московская стилистика менее прямолинейна (нет узнаваемых локальных объектов вроде Кремля или Храма Христа Спасителя), но тем не менее осмыслена — использован орнамент именно московских знаменитых авангардистов. Да, другие города могут задействовать схожую идею, но им надо будет взять орнаменты уже своих, местных авторов.

А теперь еще раз взглянем на иркутскую символику к 360-летию. 

Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор

Ключевая проблема стилистики в честь 360-летия Иркутска — полное отсутствие отсылок, собственно, к Иркутску. В ней нет ничего, что указывало бы на характер, особенности или историю города.

Кстати, поначалу я думал, что выбранные цвета авторы дизайна вообще никак не осмысляли, но позднее увидел цветовую схему, которая меня, мягко говоря, озадачила:

Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор

Вопросы так и лезут:

  • Глазковский мост — розовый? В каком месте у моста розовый цвет?
  • Богоявленский собор — синий? Вообще, еще до попадания на глаза этой схемы, я робко предполагал, что преобладание синего — это что-нибудь про Ангару и Байкал, но выяснилось, что это вообще про храм, в архитектурном убранстве которого синего цвета нет вовсе.
  • Деревянное зодчество — зеленое? Просто ступор. Даже если речь именно о наличниках — такие еще надо поискать.

Тут кто-то может сказать: «Ты же хотел осмысление цветов? Вот тебе осмысление». И тут я обращу внимание на обязательное условие передачи смыслов через образы — их восприятие должно быть универсальным. 

Шрифт, имитирующий арабскую вязь, все люди подсознательно, не задумываясь, воспримут как отсылку к арабской стране. Волнистые линии на голубом фоне вполне считываются большинством как отсылка к городу на воде. Но вряд ли кому-то из иркутян (кроме авторов этой стилистики) придет в голову, что розовый цвет — это про Глазковский мост.

Иными словами, осмысление цветов в стилистике к 360-летию — чистый рандом. С тем же успехом можно сделать оранжево-фиолетовую цветовую схему, заявив, что оранжевый — это про Белый дом, а фиолетовый — про ледокол «Ангара».

Лишние образы

Есть в символике и еще одна проблема. Одно из важных правил созданиях любых визуальных образов гласит: нельзя допускать лишних неуместных смыслов. Потому что их кто-нибудь да разглядит.

С символикой к 360-летию так и получилось. Недаром в народе оформление прозвали «орущими червяками».

Добавьте описание

Правда, после прочтения одного из комментариев в инстаграме я не могу развидеть в этой символике известный мем «Мы все уронили, честно».

Добавьте описание

По итогу

Мы получили на 360-летие нейтральную по отношению к Иркутску символику: замените цифру и название города — и ничего не поменяется. Дизайнеры могут смело продать свою работу мэрии, например, Брянска — без каких-либо изменений. Правда, и Брянск эта работа будет отражать в той же мере, что и Иркутск — никак.

Напоследок замечу лишь, что по визуальному исполнению стилистка выглядит не стыдно — это большой шаг вперед по сравнению, например, с жутким «совковым» логотипом к 80-летию Иркутской области — им занималась другая городская компания. 

Что не так с символикой к 360-летию Иркутска. Разбор

К счастью, российские города постепенно отходят от такой жуткой архаики. Стоит надеяться, что в будущем и к осмыслению образов будут подходить более внимательно.