Каждую весну горожане и туристы задаются вопросами: почему Иркутск такой пыльный? Откуда берутся пыльные бури? И почему проблема грязи на улицах усугубляется, хотя во многих городах она стоит не так остро?
Здесь мы разберем причины возникновения пыли в Иркутске и даже найдем конкретные ошибки мэрии, приводящие к ее распространению.
Ответ на вопрос, откуда на улицах берутся грязь и пыль, можно дать сразу: их источник — участки открытого грунта в городе. Куда интереснее — проследить связь между открытой почвой и появлением пыли, проверить это на конкретных примерах.
Из почвы — в пыль
Главный механизм трансформации обычной земли в грязь — ее вымывание, растаптывание и раскатывание: если почва выше уровня тротуара, то дождь вымоет землю, превратив ее в слой грязи.
Затем в дело вступают люди, машины, солнце и ветер:
- пешеходы и автомобили разносят обувью и шинами свежую грязь по тротуарам и дорогам всего города;
- солнце сушит грязь, превращая ее в подобие песка;
- ветер разносит эту взвесь по городу.
Итак, механизм прост. Далее — конкретные примеры в Иркутске для понимания: кто виноват и что делать.
Примеры
1. Горы земли от коммунальщиков
Первая причина появления открытого грунта в городе — его натурально привозят и щедро разбрасывают на улицах за бюджетные деньги.
На фото ниже видно: земля буквально вываливается на тротуар и дальше тонким слоем распространяется по нему. Присмотритесь, полистайте: плитка уже покрыта тонким (а кое-где и не очень тонким) слоем грязи.
Еще один пример — улица Марата (историческое родное название — Луговая). Тут отсыпали землю так щедро, что граница тротуара вовсе потерялась. В поисках бордюра нужно устраивать раскопки.
Решить эту проблему просто — всего лишь нужно перестать выбрасывать кубометры земли и следовать двум правилам:
- Грунт должен быть ниже уровня тротуара;
- Грунт не должен быть открытым: его сразу нужно засеивать — тогда ветер не сможет поднять в воздух пыль, а случайные пешеходы — разнести грязь.
На фото ниже — Москва, район Карамышевской набережной. Власти этого округа с 2020 года работают над газонами: первым делом с них буквально стали «снимать» слои земли, чтобы тротуары оказались выше. А затем их тщательно засеяли. Грязи нет.
Но что делать, если рельеф не позволяет сделать дорожку выше уровня земли? Все просто: для этого существуют подпорные стенки. Земля с ними выше, но на тротуар не попадает.
Однако вернемся в реалии Иркутска. Здесь коммунальщики любят оформлять уклоны свежей землей. Вот, например, благоустройство на улице Баумана. Даже безо всякого дождя грунт осыпается на тротуар.
Показательна история с надземным переходом на улице Боткина. Мало того, что этот объект сам по себе вреден для города и горожан (подробнее об этом писалось неоднократно), так его умудрились «вписать» в местность как попало, проигнорировав связь с прилегающей территорией.
Чтобы «сгладить» границу нового благоустройства со старым, осенью их стык просто засыпали, нет, забросали землей:
К весне земля из-за дождя размокла и стала грязью. Все это приличным слоем размазалось на много метров вокруг.
А дальше — по описанной выше схеме. Все это тащили дальше, грязь становилась пылью, которую затем поднимал ветер.
2. Нелогичное благоустройство
Земля выше уровня тротуара — не единственная причина выноса грунта ногами пешеходов. Вторая проблема — неграмотное проектирование общественных пространств.
В Иркутске часто забывают, что дорожки нужно проектировать исходя из удобства пешеходов. Вместо этого некоторые горе-архитекторы на открытых пространствах делают повороты под углом в 90 градусов, забывая, что люди не ходят углами.
Результат игнорирования логики пешехода — люди протаптывают тропинки. Так было в Иркутске на сквере Кирова очень долгое время.
К счастью, это едва ли не единственный случай в городе, где проблема решилась благополучно — спустя годы тропу все-таки замостили!
И это спасло ситуацию! Грязи на этом пути больше нет!
Увы, в большинстве случаев этого не происходит, а многие заново благоустроенные парки создаются с той же проблемой — отсутствием дорожек там, где человеку пройти удобнее всего. Так было и в реконструированном парке на Лисихе — он стал грязным уже в первые дни после открытия.
Такой вот парадокс: одни из самых главных источников грязи в Иркутске — это самые свежие объекты благоустройства.
3. Парковки и дороги
Уровень грунта относительно тротуаров и проектирование дорожек — важный, но не самый главный источник пыли. Самый крупный производитель грязи из почвы — автомобили.
Пример: несколько лет назад в Ново-Ленино построили бассейн «Спартак», но забыли о прилегающей территории. Автомобили паркуются в грязи, затем развозя ее по городу.
На фото ниже — обычная парковка в самом центре Иркутска на улице Свердлова (историческое родное название — Баснинская). Вся эта грязная жижа разводится по дорогам и затем поднимается в воздух.
Раскатанных грязевых ванночек в центре Иркутска великое множество.
Кто виноват?
Загвоздка вот в чем: иркутские чиновники воспринимают появление грязи как данность, которую невозможно предотвратить. Поэтому вместо того, чтобы озаботиться недопущением ее возникновения, мэрия работает лишь с последствиями — занимается уборкой.
В этом и заключается фатальная ошибка: если компетентный управленец, увидев грязный и пыльный город, бросится засеивать грунт и мостить тропинки, то иркутский чиновник возьмется за метлу. Первый спустя некоторое время предельно минимизирует появление грязи и пыли, сделав город чистым, а второй будет безуспешно тратить ресурсы в попытках убрать то, чего становится только больше.
Вывод один — проблема иркутских управленцев в их неосведомленности.
За доказательствами далеко ходить не надо: вот недавний пост в инстаграме администрации Иркутска об «уборке». Судя по нему, в мэрии обилие открытого грунта даже не считают за проблему.
Да, все очень плохо.
Что делать?
Задача ответственных властей, заинтересованных в чистоте города, — недопущение контакта людей и машин с открытым грунтом. Пример на фото ниже — временный (!) переход в спальнике на окраине Москвы.
Несмотря на то, что «зебру» обустроили лишь на некоторое время и в будущем ее уберут, здесь все равно озаботились тем, чтобы пешеходы не соприкасались с открытым грунтом — и соорудили временный помост. Больших денег это не стоит. Это всего лишь внимание к городу и уважение к пешеходам.
А что в Иркутске? На фото ниже — подход к постоянно действующемупереходу, в отличие от временного в Москве. Конечно же, весной и летом в дождь подход к «зебре» становится грязевым месивом.
Еще один пример: по всему Иркутску можно встретить «вырезанные» посреди тротуаров участки земли, в которых приживается не всякое дерево. Да, даже эти маленькие квадраты — источники грязи и пыли.
У этой проблемы есть простое решение — приствольные решетки. Они помогают скрыть грунт на тротуарах от контакта с людьми, сохраняя деревья в безопасности.
Как видно на примере выше, дерево растет без проблем, земля никем не притаптываемая, грязь не появляется. При этом земля по-прежнему «дышит» — насыщается влагой во время дождя.
Казалось бы, все просто. Что может пойти не так?
Вот что: посмотрите, как приствольные решетки используют горе-благоустроители в Иркутске.
Они, видно, решили, что приствольные решетки — это такие колечки для украшения. Ими «окольцевали» деревья в местах, где в этом нет никакого смысла — в клумбах (люди там не ходят, вытаптывать некому) и на больших участках газона (там везде вокруг земля). Нет слов.
Остается надеяться, что однажды в городе все-таки появятся управленцы, способные остановить этот праздник некомпетентности.