Недавно стало известно, что Иркутск получил новое (выдуманное совсем недавно в Кремле) звание — «Город трудовой доблести». Мэр города Руслан Болотов уже оперативно заявил о скорой установке специальной стелы на площади у Вечного огня. В этом материале я объясню, почему это очень плохая затея и как она навредит Иркутску.
Кому это надо
Официально звание присвоили 20 городам России, которые «внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне». Да, это очередная спущенная сверху помпезно-официозная инициатива, которая сильно пахнет нафталином.
Иркутские чиновники, которым спустили разнарядку из Москвы, тут же начали имитировать энтузиазм и всенародную поддержку: регулярно выступали по поводу важности нового звания, подкидывали в прессу новости о продвижении заявки Иркутска на его получение. Они даже организовали в интернете «голосование» с вопросом о поддержке присвоения Иркутску этого звания. Правда, голосовать там можно было только «За», вариант «Против» не предполагался вовсе.
Даже с поправками вышло как-то честнее.
Интересно, что видимость «единого порыва» сотен тысяч иркутян тут же разбивалась о любое альтернативное голосование. Подобное я устраивал в телеграм-канале «Иркутский блог». Результаты показательны:
Реакция населения понятна: после окончания Великой Отечественной прошло 75 лет, о войне всегда хорошо помнили, но ни о каком особом звании для Иркутска как-то не думали. Потому это и выглядит искусственно, как нечто, имеющее весьма посредственное отношение к реальной памяти народа.
Как на это реагировать? Да никак. Раз уж чиновники в пыльных пиджаках что-то себе придумали — остается закатить глаза, вздохнуть и махнуть рукой. Но есть еще одно грустное обстоятельство: власти решили не только пошуметь официозными речами, но и увековечить свое рвение на очень важном месте.
Столб на дискотеке
Стелу с текстом указа президента Путина о присвоении звания (да, это само по себе звучит немного дико) решили поставить на площади у Вечного огня — месте, которое уже успело пострадать от неудачных вмешательств современных чиновников.
Посмотрите на фото ниже. Так мемориал выглядел изначально, согласно задумке иркутского художника Виталия Смагина: строгие линии, приглушенная цветовая гамма (серый бетон, строгий камень), все сделано так, чтобы внимание было приковано лишь к одной по-настоящему заметной яркой точке — Вечному огню. Ничто не должно отвлекать от него, он здесь главный.
В 1995 году плиты заменили на плитку в приглушенных тонах. Облик площади тогда изменился, но незначительно.
Настоящий удар по концепции площади нанесли в 2019 году. Тогда мэрия вдруг заявила о планах заменить покрытие, хотя оно находилось в хорошем состоянии. Чиновники стали в открытую врать, что плитку якобы не меняли с 1975, а не с 1995 года, оправдывая этой датой необходимость ремонта.
Сам проект, который предполагал замену покрытия площади на яркую плитку красного, черного и белого цветов, вызвал шквал критики иркутян в соцсетях. В мэрии эту критику полностью проигнорировали. Проект реализовали. Теперь площадь похожа на веселую танцплощадку.
Теперь туда хотят втиснуть стелу. Макета пока в открытом доступе нет, но мы можем взглянуть на другой пример: несколько лет назад, до выдумывания звания «Город трудовой доблести», схожим образом создали звание «Город воинской славы», и тоже в разных городах наставили столбов с президентским указом. Выглядят они так:
Как видите, если пропорции останутся те же, на площади в Иркутске появится новая визуальна доминанта, которая окончательно превратит Вечный огонь во второстепенный элемент общей вычурной цветасто-помпезной декорации.
Да и где именно на той площади решили поставить стелу? Там нет ни одного подходящего места, которое позволило бы создать удачную композицию, любой вариант размещения будет ущербным. Вторгнутся в зеленую зону? Вырубят деревья? О, горожане это оценят.
***
В сентябре 2018 года на доме в центре Иркутска установили памятную доску в честь Виталия Смагина, автора изначального облика Вечного огня.
Печально осознавать, что меньше чем через год мэр Иркутска Дмитрий Бердников устроил «цирковой» ремонт площади — с тем же успехом он мог разукрасить краской из баллончиков эту самую доску.
Теперь оказалось, что в очереди за Бердниковым стоял новый мэр Болотов со своей стелой.
P. S. Где поставить?
И все-таки, если от стелы никак не отвертеться, в Иркутске можно найти места, где ее появление будет осмысленным и обоснованным — это территории при бывших или существующих предприятиях, тех самых, где «зарабатывалось» звание города трудовой доблести.
Вариантов несколько, и самый лучший из них — территория завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева. Там даже есть большой почти пустой сквер, где уже стоит мемориал в честь погибших на войне сотрудников завода. Места там еще много.
Но, боюсь, чиновники, для который площадь у Вечного огня — полигон для свалки всего, что связано с Днем Победы, вряд ли подумают о вариантах.17